Наткнулся на неплохой обзор касательно новых правил, решил перевести его. Перевод вольный, однако суть постараюсь не растерять.

Анализируем Legacy: Два кольца чтоб объединить их всех.
Выпуск Magic 2014 породил изменения правил (о которых вы сможете узнать здесь) включающие в себя новое приближение правила легенд и аналогичное изменение в отношении правила уникальности мироходцев. Эти изменения оставившие многих игроков легаси в понятном беспокойстве, дали силу и выдвинули на передний план некоторых мироходцев и легендарные перманенты, которые уже присутствовали в метагейме legacy. Не смотря на то, что это изменение действительно имеет влияние на формат Legacy, я считаю что это влияние менее серьёзно чем опасается большинство игроков. В этой статье я буду рассматривать воздействие новых правил легенд и мироходцев на легаси, включая внимательное рассмотрение всех основных карт которых коснулись эти изменения.
Упрощённая версия новых правил легенд и мироходцев звучит так:
-  Ваших легендарных перманентов и мироходцев не касаются более перманенты оппонентов с тем же именем/типом, - именно так, две копии легендарного перманента или мироходца с одинаковым именем могут одновременно находиться на столе, но только до тех пор пока они по разные стороны баррикад.
- Если вы разыгрываете вторую копию/версию легенды/мироходца которого вы уже имеете на поле битвы (или под ваш контроль переходит ещё одна копия/версия), то вы выбираете тот экземпляр что останется, а другой жертвуете.

В ключе изменения геймплея влияние новых правил выглядит очень просто:
1. Мироходцы выросли по силе, так как теперь вы можете использовать одного мироходца, сыграть второго мироходца с тем же типом, пожертвовать первого и использовать дальше второго.
2. Легендарные перманенты с ограниченным применением (например легендарные существа с триггерными сбособностями на выход, или легендарные земли с поворотными способностями) также возрастают в силе по тем же причинам.
3. Вы больше не можете использовать ваших мироходцев и легенд чтобы убить оппонентских.
4. Клон и его аналоги потеряли свою силу, так как теперь их нельзя использовать как убийц легендарных существ; однако теперь они могут копировать толстяков вроде Эмракула и пользоваться их преимуществами.
5. Легендарные существа с которыми и так было непросто иметь дело, вроде Geist of Saint Traft, вырастают по силе, но незначительно.

Итак, каким образом эти изменения коснутся формата Legacy в частностях?
Jace the Mind Sculptor
http://magiccards.info/scans/en/wwk/31.jpg
Я начну с основного игрока которого коснулось изменение правил, и начну с утверждения, что тот факт что оба игрока теперь могут иметь на поле битвы Jace the Mind Sculptor это хорошая новость и приятное улучшение для формата. Что касается текущего момента, в мирор-партии с Джейсами, если вы поставили Джейса первым, то вы имеете громадное преимущество, потому как Джейс оппонента заранее обесценивается - он конечно убъёт вашего Джейса, но оппонент потратит на это свой ход, а у вас как минимум будет возможность поштормить Джейсом (да и не дай бог если вы разыграете следом ещё одного). По новым же правилам преимущество от того если вы разыграете Джейса первым меньше, и сводится в основном к преимуществу по темпу, в случае если оппонент может поставить своего Джейса следом. Разумеется если вы можете отконтрить вражеского Джейса сразу после того как поставили своего то вы оказываетесь в кресле лидера, однако изменения в правилах никак не отражаются на таком сценарии.

Я также слышал как некоторые игроки сгущают краски относительно того что мирор-партия с Джейсами теперь превратится в гонку "кто быстрее бахнет ультимейт Джейса", однако и эти страхи необоснованы. Первое и главнейшее, Джейс редко выигрывает игру ультимейтом, и как правило редко используется его +2 спобобность, кроме случаев когда нужно уберечь его от гибели (чтоб не попасть под болт или атаку Nimble Mongoose). Бывают и очевидные исключения, как например если ваша колода не имеет другого условия победы (Win Condition), или не имеет другого способа борьбы с механикой оппонентской колоды, однако чаще всего Джейс выигрывает игру достижением преимущества по картам за счёт джейс-штормов. Второе, это то что если оба игрока поставили Джейса, раскачка его до ультимейта выглядит весьма бесперспективно - скорее всего вас раскатает джейс-штормящий оппонент, который поднимет в атаку Тармогойфа или Мистика под Баттерскулом и убъёт вашего Джейса (а потом и вас), в то время как вы будете бессильны что-то изменить по причине того что качали своего Джейса, вместо того чтобы брать карты. В сущности, мирор-джейс партия будет чаще решаться тем чья колода лучше сможет реализовать Джейса или справиться с вражеским Джейсом, и меньше исход партии будет зависеть от того кто первый Джейса поставит. Вот поэтому я и рад такому изменению.

Если не касаться мирор партий, то тут стоит отметить что как и все другие мироходцы, Джейс возрастает в силе ненамного, за счёт двойного использования, что не бесполезно. Правда то что Джейс является одним из тех мироходцев с которым мы не получаем преимущества имея нескольких в руке (дороговато для лишнего джейсшторма, разве что сплавить его под Force of Will). Также верно и то что четыре маны за сплит-карту Unsummon/Brainstorm не выглядит привлекательно. Тем не менее, использование подряд двух Джейсов ситуативно и иногда будет позволять игроку вернуться в игру, хотя раньше это было недоступно, да и скорее неуместно - Джейс и без того был очень силён. Впрочем, я не думаю что такая ситуация когда игрок использует двух Джейсов подряд будет возникать хоть сколько нибудь часто.

Liliana of the Veil
http://magiccards.info/scans/en/isd/105.jpg
Равно как и в случае с Джейсом, тот факт что теперь оба игрока смогут иметь на столе Лилиану это исключительно хорошее изменение, которое делает игру намного более интересной. Плюс, возможность действительно использовать вашу Лилиану, а не убивать ею оппонентскую в большинстве случаев выглядит намного лучше, даже не смотря на то что это было не так плохо как использование Джейса для убийства Джейса.
Как мы видим, использование ультимейт-способности при пустом столе это неплохо, однако это будет редкостью в случае мирор-партии, где обычно хватает способов избавиться от Лилианы (начиная с Abrupt Decay). Даже в неинтересном случае столкновения Лилиан ничего примечательного - вы скорее всего разменяете свою Лилиану на оппонентскую, ну и, может быть, землю (если одна Лилиана пришла на два хода раньше другой). Поэтому, с выходом новых правил зеркальная партия Лилиан практически не изменится, и будет иметь значение лишь то чья колода лучше подготовлена к мирору, или кому больше повезёт на топе (в отличии от Джейса, дроваться нам Лилиана не помогает).

Что касается двойного использования Лилиан, то здесь она значительно вырастает по силе, так как за три маны мы получаем сплит Mind Peel/Cruel Edict. Сами по себе такие эффекты за три маны выглядят не очень, но стоит помнить что вы получаете два таких эффекта подряд за ход, и две сброшенные карты или пожертвованных существа могут стать фатальными. Однако стоит отметить, что несколько Лилиан подряд будут иметь всё менее действенный эффект, так что каждая следующая после второй будут бесполезны. Если мы пойдём дальше, то Лилиана сама по себе почти никогда не выигрывает игру в отличии от Джейса, да и более уязвима к тому же Abrupt Decay, а потому говорить об гигантском увеличении power-level'а не приходтся.

Прочие мироходцы.
Те четыре мироходца что мы регулярно видим в Легаси (Elspeth, Knight Errant; Garruk Relentless; Sorin, Lord of Innistrad; Tezzeret, Agent of Bolas) практически никогда не используются для убийства одной копией уже находящегося в игре, а их двойное использование так и вовсе выглядит неприменимым, да и в теории даёт слишком слабый эффект. А поэтому новые правила в отношении других мироходцев ничего и не меняют.

Клоны.
Чтобы развеять то заблуждение когда игроки часто неправильно интерпритируют взаимодействие происходящее при выходе Клона на поле битвы, позвольте я начну с объяснения того что происходит на самом деле. Когда вы выкладываете Клона на поле битвы под Show and Tell, вы не можете скопировать им то что выкладывает под Show and Tell ваш оппонент, так как вы выкладываете ваших существ на поле битвы одновременно, а Клон может стать копией только тех существ которые уже находятся на поле битвы. Это значит что Клоны никогда не работали против Show and Tell, разве что вы планируете разыграть его после, или когда разыгрываете из под виаля (Aether Vial) как это делают рыбы с их Phantasmal Image. Таким образом, мерфолки это единственная колода на которую ощутимо влияют изменения в правилах и изменение функционала клонов, хотя где-то эти изменения в целом нейтральны - сейчас вы сможете копировать наиболее опасных существ которых выводит в игру оппонент, что при некоторых сценариях окажется выгоднее, одинаково в других, и плохо в остальных. Например:
- Клонирование Progenitus в основном лучше чем его убийство, так как вы и так можете выиграть большинство гонок вооружений.
- Клонирование Elesh Norn, Grand Cenobite в сущности равнозначно тому чтобы убить её.
- Клонирование Griselbrand может быть лучше, а может быть хуже чем его убийство, в зависимоти от жизней оппонента и был ли он положен в игру из под Снеки (Sneak Attack) или Show and Tell.
- Копирование Emrakul, the Aeons Torn также может быть лучше, а можеть быть хуже, в зависимости от того был ли он поставлен из под Снеки или Шоу энд Телл, а также того есть ли у вас шесть лишних перманентов, чтобы пожертвовать их (что в рыбах вполне выполнимо к третьему ходу).

Так или иначе, Phantasmal Image из под Виаля в конце хода оппонента, после того как он "показал" (Showed - выложил в игру из под Show and Tell) Эмракула будет весьма забавно.

http://magiccards.info/scans/en/nph/42.jpg  http://magiccards.info/scans/en/m12/72.jpg

А ещё, хотя это и не касается Легаси, но Evil Twin становится значительно лучше чем обычный Клон в свете новых правил (да и вообще значительно круче сам по себе).

Umezawa's Jitte
http://magiccards.info/scans/en/bok/163.jpg
Umezawa's Jitte это возможно карта на которой изменения правил отразились наиболее негативно в ключе геймплея и влияния на метагейм.
В том что касается геймплея, Джитта будет выигрывать намного больше игр сама по себе, чем это было до этого - так как теперь её нельзя уничтожить второй Джиттой, например, вы не можете теперь достать Джитту Мистиком в миррор-партии чтобы уничтожить заряженную Джитту оппонента (и если его Джитта заряжена, то ваша врядли скоро зарядится). Однако хуже всего то, что в некоторых ситуациях заряженная джита будет оказываться у обоих игроков и игра превратится в реконструкцию холодной войны, скрытая гонка вооружений с обеих сторон, использующих свои боеголовки для устрашения и угроз, что примерно также интересно как вышивать пальцами ног.
Что же касается влияния на метагейм, колоды вроде Мерфолков и Аффинити, теперь будут попроще с Джиттой, и смогут заменить свои Джитты на антиджиттовые решения вроде Иголки (Pithing Needle). В деках на Stoneforge Mystic я ожидаю возвращения Manriki Gusari в сайдборды.

Mox Opal
Мокс это ещё одна карта которая получает немалое увеличение по силе, так как дополнительные копии Мокса на руке становятся практически как Lotus Petal (если у вас конечно есть metalcraft) - теперь вы можете играть и использовать одну копию, играть вторую жертвуя первую, использовать вторую и т. д. Это значит что Аффинити теперь будет иметь более быстрый старт, и возможно другие артефактные колоды (такие как MUD, Painters) будут чаще использовать Моксы, но в целом влияние на метагейм останется почти незаметным. Да и помимо прочего, условие для metalcraft'а не столь незначительно для неспециализированных колод, и, скорее всего не то что нужно Штром-декам для получения преимущества от использования Mox Opal (хотя в Винтаже сценарий совсем другой, и Мокс вполне вероятно что ограничат).

Gaea's Cradle & Serra's Sanctum
Gaea's Cradle и Serra's Sanctum становятся лучше по тем же причинам что и Мокс, так как вы теперь можете использоваьб несколько копий за один ход (без тасования колоды как с Crop Rotation).

http://magiccards.info/scans/en/us/321.jpg http://magiccards.info/scans/en/us/325.jpg

Что касается Gaea's Cradle, то влияние изменения в правилах будет выражено в том что колоды на эльфах теперь будут играть всеми четырьмя копиями и исключат из листов их Crop Rotation, а поэтому будут иметь больше быстрых стартов. Однако, я сильно сомневаюсь что это повод для беспокойства, так как тупо получить побольше маны редко бывает для этих колод первоочередной задачей. Так что, это просто слегка улучшит то что эти колоды и так делали неплохо, но попрежнему останутся уязвимыми против тех же масс-ремувалов (Perish, Zealous Persecution, Golgari Charm, Rough/Tumble, Engineered Plague) и по-прежнему не поспевают против быстрых комбо-колод.

Для полноты картины, я должен заметить что некоторые колоды (например Маверик) иногда играют единственной копией Гайи. И это врядли изменится с выходом новых правил, так что кроме эльфов почти нет колод которые могут действительно использовать эту землю комплектом или разыгрывать несколько копий.

Что касается Serra's Sanctum, то здесь больше затрагивается Энчантресса, которая теперь станет чуточку лучше и возможно заиграет комплектом Serra's Sanctum. Но, маловероятно что это сделает Энчантрессу колодой номер 1, и тем более маловероятрно что создаст проблемы в метагейме.

Dark Depths
С новыми правилами Дакр Дипс получают нового союзника в виде Театральных подмостков - теперь можно использовать подмостки чтобы скопировать Глубины, затем пожертвовать оригинал по новым правилам легенд, а следом и Подмостки-Глубины так как на них нет каунтеров и можно положить на поле битвы Марит Лэйдж. Хотя пока это и стоит на одну ману больше чем комба Dark Depths + Vampire Hexmage (это 4 маны, или 3 если у вас есть Urborg, Tomb of Yawgmoth) но тут есть свои преимущества: во-первых тут используется бесцветная мана, против Наговорщицы которая требует немало чёрной маны, а во-вторых тут используются только земли что неконтримо.
http://magiccards.info/scans/en/cs/145.jpg http://magiccards.info/scans/en/gtc/248.jpg

В Легаси существует немало колод на Life from the Loam которые выглядят лучше для того чтоб провернуть эту комбинацию, да и потенциальная возможность убить на второй ход с Manabond - кто не хочет себе неуничтожимого атакера 20/20 на второй ход? Надо сказать что комба уязвима к Вастикам и Стифлам, и даже если поставленный Marit Lage это далеко не авто-вин в Легаси (его бьют Сворды и Пасы, Терминус, эффекты с Лилианы и эдиктов, прочие баунс эффекты и так далее), по всем этим причинам эта комба вряд-ли сильно скажется на здоровой конкуренции внутри формата. С другой стороны, это может дать новое развите глиняным колодам (Жизнь из Глины), которым будет противопоставляться присутствие Deathrite Shaman, что тоже хорошо и интересно.

Karakas
Да, изменения правил означают что колоды на Снике и Шоу Энд Телл (и, я надеюсь, Doomsday) смогут больше не держать в сайде Каракас чтобы уничтожать Каракас. Я очень рад, так как это один из лучших примеров включения тактических возможностей в сравнении с предыдущим вариантом правила Легенд в котором это было нежелательно с точки зрения геймплея. Я думаю, а почему нет? Если вы играете Иззетами и сайдите белые земли которые абсолютно неиграбельны в вашей колоде только для того чтобы уничтожать земли оппонента? Прелестно! Коль скоро Джитта проигнорировала эту практику, то в случае с Каракасом я жду когда это произойдёт.

В любом случае, держать его в колодах типа Sneak-Show нет причин, и Иголка (Pithing Needle) является куда более хорошим и универсальным ответом на Каракас, да и в целом более желательна к использованию.

Vendilion Clique
http://magiccards.info/scans/en/mt/55.jpg
Вендилионка получает незначительное увеличение по силе, так как теперь дополнительные копии могут быть использованы как трёхмановый дискард без дополнительных взятий (а по старым правилам, вы также получали дополнительный дискард, однако теряли обе копии Клики). Но это ведь не часто бывает чтобы вы получали несколько копий Клики в руку (кроми матчапов против комб) учитывая её специализацию на поесть ремувал и лёгкость с которой обычно с ней расстаются. Поэтому, здесь влияние новых правил не столь велико.

Возможность иметь Клику по обе стороны стола также не слишком роляет, так как почти то же самое что при предыдущих правилах - оба игрока поставили по Клике, использовали её триггер и потеряли каждый свою Клику (теперь это будет в бою, а не из-за правила легенд). Исключение составляет случай когда один из игроков снарядит Клику заряженной Джитой, тогда его оппонент оказывается в более худшем положении чем по предыдущему варианту правил - однако не так уж плохо, если он надровал какое-либо другое существо. Тут всё просто.

Geist of Saint Traft & Thrun the Last Troll
Geist of Saint Traft также получает возрастание по силе, так как теперь он дополнительно обходится в 4 хита чтобы разменять вашего Гейста или вашего Клона на оппонентского гейста (т. е. вы можете заблокировать его Гейста своим, но прохватите от фишки Ангела, если не припасёте ремувал и для него). Более того, если оппонентский Гейст чем-то переиграет в бою вашего, например снаряжённый мечём или Джиттой, то у вас будут большие неприятности, в то время как ранее вы бы себя обезопасили. Тем не менее, Гейст раньше не слишком доминировал в метагейме, и это небольшое улучшение не станет причиной для беспокойства.
http://magiccards.info/scans/en/isd/213.jpg http://magiccards.info/scans/en/mbs/92.jpg
Thrun, the Last Troll в сущности также как и Гейст, за исключением что вместо размена в бою, два Труна будут просто бодаться друг с другом до бесконечности, пока их контролёры будут оставлять ману под регенерацию. Далее, если один Трун найдёт способ обойти другого (например Sword of Feast and Famine) то игрок получает более печальный исход чем по старым правилам, но в действительности, такое будет случаться раз в полнолуние.

Прочие легендарные существа.
Также как и Клика, Venser, Shaper Savant стал мощнее, так как теперь вы можете играть несколько копий без отбрасывания самого себя назад. Может стать имеющим больше смысла держать Венсера в сайде как адекватный ответ на все варианты Show and Tell.

Несколько других легендарных существ становятся лучше по тем же причинам, но маловероятно что окажут какое-либо влияние на формат:
- Llawan, Cephalid Empress.
- Kiki-Jiki, Mirror Breaker.
- Krenko, Mob Boss (при Goblin Warchief на столе).
- Rofellos, Llanowar Emissary (при Concordant Crossroads на столе).

http://magiccards.info/scans/en/fut/46.jpg http://magiccards.info/scans/en/roe/4.jpg

Отдельно стоит сказать, что сейчас Thalia, Guardian of Thraben может быть на обеих сторонах стола, так что то насколько рано вы сыграли спелл теперь будет более критично в зеркальных партиях с Талией. Также стоит отметить и тот факт Emrakul, the Aeons Torn и Griselbrand могут быть на обеих сторонах стола, а это означает что зеркальная партия Sneak-Show теперь будет ещё более забавной чем раньше, и розыгрыш самого Show and Tell будет более рискованным.

Эффекты смены контроля.
Один приятный побочный эффект новых правил состоит в том что теперь вы можете использовать эффекты смены контроля для уничтожения оппонентских легендарных существ или мироходцев, если у вас есть под контролем копия этого перманента. В большинстве случаев это не будет хоть сколько-нибудь значительно - если уж вы можете что-то стырить у оппонента, то лучше стырить что-то что будет играть на вашей стороне, чем просто что-либо убрать с его стороны. Однако, это может стать полезным если вы забираете под контроль что-нибудь с помощью Sower of Temptation и вы знаете что у оппонента есть ремувал, или когда вы используете многоразовый механизм для похищения (например Vedalken Shackles) - и если все звёзды вам благоволят и вы имеете под контролем обе эти карты и такое же легендарное существо как у вашего оппонента.

http://magiccards.info/scans/en/5dn/164.jpg http://magiccards.info/scans/en/dgm/125a.jpg

Одна карта которая, как я думаю, станет интереснее при новых правилах это Catch/Release, так как Catch может позволить избавиться от любого легендарного перманента или мироходца который имеется по обе стороны стола. Способность прикончить Джейса в мирор партии это крайне забавная находка, так что карта вполне может лечь в некоторых сайдбордах, и ситуативно вы можете использовать Release если у вас под контролем его нет.

Глобальное влияние.
В целом, я думаю что влияние новых правил легенд и мироходцев будет больше положительным, а факт того что одно и то же легендарное существо или мироходец могут быть по обе стороны стола одновременно, добавит игре стратегической глубины. Кроме того, я согласен с утверждением того что легендарные существа и мироходцы наиболее значимые карты в игре, и это плохо для игроков, что они не могут использовать свои значимые карты потому что оппоненты используют те же карты. Итак, изменения которые (в основном) улучшают и геймплей и удовольствие от игры - это хорошие изменения на мой взгляд.

Увеличение же силы некоторых затронутых карт, это по большей части, малозначительно, и я весьма сомневаюсь что любая из этих карт окажет влияние на здоровье Легаси-метагейма. Тем не менее, я бы хотел добавить что мне нетерпится увидеть ситуацию когда Джитта будет по обе стороны стола - тут невозможно приготовить омлет не разбив яиц.

Источник: http://www.mtgsalvation.com/1396-legacy … m-all.html